Знаменитый фотограф документалист Josef Koudelka
Фотограф: Josef Koudelka
Будущий документальный фотограф Josef Koudelka (Йозеф Коуделка) родился 10 января 1938 года в Чехии, обучался в Техническом университете в Праге и работал авиационным инженером в Праге и Братиславе с 1961 по 1967 год. Он изначально не планировал связывать свою жизнь с фотографией, однако, камера часто была у него в руках, особенно во время прогулок.
Фотограф: Josef Koudelka
В 1961 году параллельно с основной работой Josef Koudelka устроился в столичный театр на должность фотографа, тогда же он начал детальное изучение цыган Словакии, которые пытались «ассимилироваться» в чешском государстве. В 1968 году Josef Koudelka распространил свой проект на общины цыган в Румынии и в том же году смог заснять вторжение в Прагу армий Варшавского договора.
Снимки появления российских танков в Праге, фотограф смог вывести контрабандой из страны. В этом ему помог друг чешского куратора Анны Фаровой. Тогда же, эти фотографии были опубликованы в мировых СМИ, а фотограф подписали только инициалами П. П. (Пражский фотограф), чтобы защитить его семью. Очень драматичные фотографии, показывающие российские танки, въезжающие в Прагу, и чешское сопротивление – эти снимки в дальнейшем получили множество международных премий и престижную золотую медаль Роберта Капы. Хотя, если быть честными, в то время премию давали любому деятелю искусства, кто шел против Советской власти.
В 1970 году Josef Koudelka покинул Чехословакию и, получив статус лица без гражданства, получил убежище в Англии. Через год, в 1971 году он стал партнёров фотографического сообщества Магнум, а в 1974 году полноценным его членом. При этом, уже именитый фотограф все еще отказывался от большинства журналистских заданий: в постоянном движении он предпочитал бродить по Европе в поисках картин мира, которые, по его мнению, быстро исчезали. После того, как в 1987 году он стал гражданином Франции, Josef Koudelka впервые смог вернуться в Чехословакию в 1990 году, тогда он создал свой известный проект «Черный треугольник».
Josef Koudelka никогда не стремился к славе. Фотография для него, всегда была способом самовыражения. Возможно, из-за такого отношения к работе, его снимки и приглянулись многим почитателям этого вида искусства, а автор был удостоен престижных премий.
Свою первую награду, именитый фотограф документалист получил в 1969 году. Это была «Золотая медаль Роберта Капы». Она вручается документалистам за лучший зарубежный фоторепортаж.
В 1978 году Josef Koudelka получил престижную французскую премию Prix Nadar. В 1989 году министерство Франции присудило документальному фотографу Гран-при Национальной de-la-Photographie. А уже через 2 года Josef Koudelka был удостоен награды «Картье-Брессона».
В 1975 году вышла первая фотокнига Josef Koudelka — «Цыгане», которая принесла ему мировую известность. В 1992 году получил международную премию за вклад в искусство фотографии Хассельблад. В 1994 году выходит книга «Черный треугольник», а в 1999 году – «Хаос».
Работы Josef Koudelka – это настоящее произведения искусства уличной, черно-белой, документальной фотографии. Его работы ценятся не только в США и Европе, но и в сообществе фотожурналистики, так, как он боялся показывать правду.
Фотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef Koudelka
[instagram.com/josef_koudelka]
Еще больше новостей и вдохновения в наших социальных сетях: Вконтакте, Facebook, Instagram и Telegram
comments powered by HyperComments
Йозеф Куделка (Josef Koudelka) (часть 2)
Йозеф Куделка (Josef Koudelka) — безошибочно определяет грани этого мира и отображает их в своих фото-работах. Он целиком и полностью поглощен своим делом. Он совсем не похож на привычно окружающих Вас людей. Речь пойдет о Йозефе Куделке. Неподдельный интерес вызывает непосредственно то, как он работает. Он всюду ездит один, спит где придется, для него совершенно не имеет значения, понравятся ли кому-либо его работы. Он просто просыпается рано утром и начинает фотографировать
Часто случалось так, что он работал без перерыва, пока не обнаруживал, что у него заканчивается пленка. Он взял себе за правило работать так, как будто каждый новый день мог стать последним.
Йозеф Куделка родился в далеком 1938 году в маленькой деревеньке на территории Моравии. Естественно, увлечение фотографией, как и у большинства настоящих художников, у него появилось рано. Подростком он начал свое знакомство с фотоискусством с простенькой бакелитовой камеры. Он фотографировал своих родных и ближайшее окружение. Чуть позже он поступил в Технический университет в Праге, который закончил в 1961 году, получив степень. После учебы, в течение 6 лет он работает авиаинженером и, как и положено, занимается своим любимым делом – фотографией.
Он снимает постановки театра «За воротами». Но его настоящей страстью становятся словацкие цыгане. В 1967 году он организует свою первую выставку в доминиканском монастыре в городе Кракове. В это же время Куделка окончательно принимает решение посвятить свою жизнь фотографическому искусству и бросает карьеру инженера.
Известность Йозефу, как фотомастеру, принесли упомянутые выше цыгане. Он запечатлевал их жизнь и быт в Чехословакии, а позже и в Румынии, и в других европейских странах. Жизнь цыган поглотила Йозефа почти на 10 лет!
Цыгане были интересны многим мастерам фотографии и кино, но Куделка по праву считается лучшим фотографом, сумевшим с невероятной точностью и целостностью передать все грани жизни этого свободолюбивого народа. Он фотографировал всё до мельчайших деталей. Как правило, герои его снимков были расположены в центре кадра, что позволяло зрителю полностью ощутить картину жизни и уникальность взглядов этой народности.
Одна из фотографий, сделанных в 963 году очень глубоко передает историю убийцы, которого ведут на казнь. Фото сделано таким образом, что человек, расположенный в центре кадра, как бы немного наклонен. Это как бы дает понять зрителю, что скоро его тело безжизненно упадет на землю. Человек на фото идет по грязной дороге, изъезженной машинами. Зртелю очень красочно дается понять, что грязная дорога – это своего рода жизненный путь человека, который в конечном счете ведет его к смерти. При этом, автор говорит о том, что его работы не несут в себе никакого философского подтекста, он просто рассказывает истории.
Результатом почти десятилетней работы на цыганскую тему становится книга «Цыгане», вышедшая в 1975 году и вобравшая в себя наиболее яркий материал данной темы. В 1968 году он снимает окончание «Пражской весны» в Праге. Он снимает танки, двигающиеся по городу. Ян Берри, член известного фотоагентства «Магнум», который в это же время присутствовал на месте событий, назвал Йозефа маньяком. Куделка забирался на русские танки и фотографировал всё вокруг. Сам он позже говорил, что в те моменты совсем не думал о какой-либо опасности, хотя не считает себя бесстрашным человеком.
Фотографии, сделанные в это непростое время, были тайно вывезены за пределы страны с помощью агентства «Магнум» и напечатаны без указания авторства Куделки, дабы уберечь мастера и его семью от политических гонений. Позже, в 1969 году эти работы получили золотую медаль имени Роберта Капы, как фотографии, потребовавшие большого мужества. Куделка все ещё не был отмечен, как автор данных работ. Через какое-то время Куделка перебрался в Англию по рабочей визе, и ему удалось получить политическое убежище. И только через 16 долгих лет Йозеф смог открыто признаться в авторстве фотографий, сделанных во время «Пражской весны». Эти работы в последствии принесли ему мировую известность. Спустя 40 лет, увидела свет книга, посвященная тем событиям. Автор отобрал для неё 250 фоторабот, а также хроники и агитационные тексты.
По рекомендации Эллиота Эрвита Йозеф Куделка в 1971 году становится членом фотоагентства «Магнум, где знакомится с Анри Картье-Бресоном, который впоследствии стал его хорошим другом. В этот период он по прежнему отказывается от коммерческих работ и продолжает свои одинокие путешествия по Европе. Он опять фотографирует цыган. За ним прочно закрепляется статус одиночки, и, можно даже сказать, что он сам становится в какой-то мере цыганом. Он занимается своими проектами на средства грантов, выделяемых различными организациями Франции, США и Великобритании. Отсутствие денег для него никогда не было проблемой.
Позже Йозеф получает французское гражданство. В 1986 году он начинает использовать в работе панорамную камеру, благодаря чему открывается новая веха в творчестве мастера. Он с присущим ему фанатизмом снимает пейзажи, рассказывая о величественной красоте окружающей природы и о наглом вмешательстве человека в её владения.
Долгие годы скитания по разным странам не прошли бесследно для мастера. Как бы там ни было, он тосковал по родной стране. В 1988 году выходит его новая книга многоговорящем названием «Изгнанники», в которой он рассказал при помощи фотографии о поиске человеком своего места, то есть о самом себе. Работы были переполнены ностальгией и отчуждением. Вернуться на родину в Чехословакию ему удалось только в 1990 году. В 1994 году выходит его новая книга под названием «Черный треугольник». Автор посвятил её разрушениям, которые несет человек в окружающую среду. Также, на основе этих снимков прошла выставка под тем же названием.
Вскоре Куделка получает предложение от режиссера Эрика Хеуманна присутствовать на съемках фильма Ангелопулоса «Взгляд Уилисса». Он путешествует со съемочной группой по разным странам Европы, продолжает делать панорамные снимки. Ему интересно всё, что было создано и разрушено человеком. Он снимает обломки Берлинской стены, заброшенные станции Парижа, колонны в Афинах. Героем его работ становится хаос, созданный человеком как вокруг, так и внутри себя. В 1999 году выходит книга «Хаос».
Всемирная известность и признание всё равно не дали уверенности самому мастеру в том, что он хороший фотограф. Далеко не все его работы нравились ему самому. И по сей день мастер продолжает познавать свои пределы. Он продолжает путешествовать и снимать, несмотря на то, что когда-то был уверен, что фотограф заканчивается в 40 лет.
Источник: creativestudio. ru
Йозеф Куделка: гениальный документальный фотограф
В копилке документального фотографа более 100 известных работ. Он умело передает через объектив камеры свое видение мира и отношение к ситуации, не боится высказывать мысли и критиковать известных личностей. Даже те фотографии, которые сделаны мимолетно, выглядят так, будто автор долго выстраивал композицию, искал удачный ракурс. Один снимок гениального фотографа мог рассказать целую историю, передать душевное состояние героев, попавших в объектив. Творческий путь Йозефа не закончен. Он трудится и сегодня, радуя поклонников новыми шедеврами.
Жизненный путь
Появился на свет будущий документальный фотограф 10 января 1938 года. Его детство прошло в деревне Босковцы (Южномаравский край).
После окончания школы он поступил в Пражский технический университет. На данном этапе Йозеф Куделка (Josef Koudelka) не планировал связывать свою жизнь с фотографией, но камера частенько во время прогулок оказывалась у него в руках. Прилежный студент в 1961 году получил степень, и на протяжении 6 следующих лет трудился авиаинженером. При этом он продолжал на любительском уровне заниматься фотографией. Параллельно с основной работой он устроился в столичный театр на должность фотографа.
В 1967 году в Кракове была организована фотовыставка, на которой представил свои работы и Куделка. Компетентная комиссия обратила внимание на «живые» фотографии. Йозефа признали профессиональным фотографом, после чего его жизнь обрела новый вектор развития. Он начал плотно заниматься своим увлечением, превратил его в профессию.
В 1968 году талантливого и готового пожертвовать собственной жизнью ради хорошего кадра фотографа заметил Ян Берри, работающий в фотоагентстве Магнум. Присмотревшись к Йозефу Куделке, руководство агентства в 1971 году приняло его в штат. Здесь он тесно сотрудничал с известным на то время фотожурналистом Анри-Картье Брессоном. Впоследствии они стали хорошими друзьями. В 1980 году Йозеф получил французское гражданство и продолжил трудиться в «стране любви». В 1994 году Куделку пригласили для участия в съемках фильма «Взгляд Уилисса». Необычными работами, которые надолго врезаются в память, фотограф радует своих почитателей и сегодня.
Творческий путь
Фотография увлекала Йозефа Куделку с детства. Первая камера была куплена на деньги, вырученные от продажи мороженщику клубники. Даже без специального обучения юному фотографу удавалось поймать интересные кадры, передать через снимки настроение и важные мысли о жизни общества.
После признания на краковской выставке Йозефа профессиональным фотографом, он вплотную занимается исключительно фотографией. Первая тема, которая вызвала у него интерес – жизнь цыган. Чтобы запечатлеть быт и традиции этого народа, Куделка отправился в Румынию.
Он собирал материал 10 лет. Результатом работы стала книга «Цыгане». Она принесла на тот момент уже известному в узких кругах фотографу всеобщую славу. Фотограф не ожидал такой оценки своей работы. Вместе с признанием пришла и ответственность за публикуемый материал. В одном из интервью Йозеф отмечал, что после выхода книги о цыганах трудно было смириться с мыслью, что видеть его работы могут теперь не только люди, которым он сам их показал.
Йозефу удалось запечатлеть вторжение в Прагу государств-учасников Варшавского договора, которое произошло 21 августа 1968 года. Отснятые кадры могли стоить жизни фотографу. Позже снимки были вывезены из страны и Эллиотт Эрвитт, к которому они попали в руки, опубликовал их во многих зарубежных изданиях.
Из соображений безопасности имя автора указано не было. О своем авторстве Куделка заявил лишь в 1984 году, после смерти отца, который жил на территории Чехословакии. Кроме него родственников в стране у фотографа не было. Сам же Куделка на тот момент уже проживал во Франции.
Определенный вклад в профессиональное развитие Йозефа сделало общение с Анри Картье-Брессоном. Ставшие друзьями сотрудники, молодые на тот момент фотографы, не любили стиль друг друга. Здравая критика способствовала постоянной работе над собой.
Йозеф всегда отдавал предпочтение черно-белой фотографии. Он пробовал работать и с цветной пленкой. Это привело к тому, что начал сомневаться в своих черно-белых снимках, и вернулся к монохрому. Такой выбор, по словам Йозефа, был обусловлен еще и сложностью работы с цветной пленкой. Контролировать композицию было сложно из-за того, что все выпускаемые в то время фотопленки для печати в цвете отличались друг от друга.
Среди работ документального фотографа много снимков людей, которые ищут свое место в жизни. Все эти фотографии объединены в книгу «Изгнанники». И, если работа над ней, как и над «Цыганами» закончена, то над проектом «Черный треугольник» автор продолжает трудиться. Альбом состоит из снимков пейзажей, которых больше нет. Йозеф хочет показать людям разницу между прошлым и настоящим, донести до людей какие изменения Земля претерпевает из-за деятельности человека.
Награды
Йозеф Куделка никогда не стремился к славе. Фотография для него – это способ самовыражения. Возможно из-за такого отношения к работе, снимки приглянулись многим почитателям этого вида искусства, а автор был удостоен престижных премий.
Документальный фотограф первую награду получил в 1969 году. Это была «Золотая медаль Роберта Капы». Она вручается документалистам за лучший зарубежный фоторепортаж, работа над которым требовала храбрости и инициативы.
В 1978 году он получил престижную французскую премию Prix Nadar. В 1989 году министерство Франции присудило документальному фотографу Гран-при Национальной de-la-Photographie. Через 2 года он был удостоен награды «Картье-Брессона». В 1992 году получил международную премию за существенный вклад в искусство фотографии Хассельблад.
В 1975 году вышла первая фотокнига Йозефа Куделки — «Цыгане», которая принесла ему известность. В 1988 году было представлено собрание работ, объединенных отображающим их суть названием «Изгнание». В 1994 году появляется книга «Черный треугольник», а в 1999 году – «Хаос».
изгнанников • Йозеф Куделка • Magnum Photos
«Находиться в изгнании — значит просто покинуть свою страну и не иметь возможности вернуться. Каждый изгнанник — это свой личный опыт. Я сам хотел увидеть мир и сфотографировать его. Я путешествую уже сорок пять лет. Я нигде не останавливался больше трех месяцев. Когда мне больше нечего было фотографировать, пришло время уходить », — сказал чешский фотограф Йозеф Куделка в интервью, опубликованном французской газетой в Le Monde в 2015 году.
Жизнь Куделки была полна неумолимого беспокойства, постоянных путешествий и никогда не оседания. Начав фотографировать в 1967 году, Куделка фотографировал вторжение советских войск в Прагу, публикуя свои фотографии под инициалами П. П. (Пражский фотограф), опасаясь репрессий в отношении него и его семьи. В 1969 году он был анонимно награжден Золотой медалью Роберта Капы Заграничного пресс-клуба за эти фотографии. Куделка покинул Чехословакию в поисках политического убежища в 1970 году и вскоре после этого присоединился к Magnum Photos.Началось его постоянное изгнание, и он не имел гражданства, пока не натурализовался во Франции и не получил французский паспорт в 1987 году.
Присоединение к Магнуму дало Куделке не только банк друзей, но и сеть людей, которые могли ему помочь, и места, где он мог остановиться, когда он путешествовал. Однако Куделка не работал обычным фотографом в агентстве, отказываясь от заданий и предпочитая путешествовать и заниматься личным изучением. Он сфотографировал цыганское население, группы меньшинств и все, что обречено на вымирание, на какое-то «изгнание» — это стало путешествием на всю жизнь фотографической документации, которое продолжается и по сей день.
«Пятнадцать лет я ни на кого не работал. Я никогда не принимал никаких заданий, никогда не фотографировал за деньги. Я фотографировал только для себя. Я жил по минимуму. Мне было мало что нужно: хороший спальный мешок и немного одежды — одна пара обуви, две пары носков и пара брюк на один год. Одного пиджака и двух рубашек мне хватило на три года », — объяснил Куделка в беседе с чешским писателем Карелом Хвиждалой, опубликованной в книге« Йозеф Куделка »за 2002 год.
«У меня не было квартиры — она не была нужна. Напротив, я старался ничем не владеть. Я не платил за аренду. Я понял, что могу путешествовать на деньги, которые потратил бы на квартиру. Больше всего мне нужно было путешествовать, чтобы фотографировать … Я знал, что для нормального функционирования мне не нужно ничего особенного — немного еды и хорошего ночного сна. Я научился спать где угодно и при любых обстоятельствах. У меня было правило: «Не беспокойся, где ты будешь спать, пока ты спал почти каждую ночь, ты снова будешь спать сегодня вечером».А если вы спите на открытом воздухе, у вас есть два варианта — бояться, что с вами что-то может случиться, и тогда вы не будете спать спокойно, или смириться с тем, что что-то может случиться, и хорошо выспаться, что является самым важным. на следующий день тебе нужно хорошо работать ».
В 2018 году ему исполнится 80 лет, и Куделка задумался о более стабильном будущем, когда посетил лондонский офис Magnum в феврале 2017 года. Когда он больше не сможет путешествовать, «я буду путешествовать в своих контактных таблицах», — сказал он.«У меня есть 30 000 контактных листов от 35 мм, и 10 000 из них я редактировал, но никогда не исследовал их».
Ранее, в феврале 2017 года, Куделка открыла специальную выставку в Центре Помпиду в Париже. Эта выставка — Exiles — включает серию фотографий, сделанных в Европе и США с 1968 до начала 1980-х годов, включая некоторые ранее не публиковавшиеся изображения. Концепция состоит в том, чтобы показать, как создавались «Изгнанники», а также включает в себя представление о безжалостных путешествиях фотографа, а завершение выставки — необыкновенной серией автопортретов, сделанных Куделкой во время своих путешествий.
Куратор выставки Клеман Шеру написал в сопроводительной книге La Fabrique d’Exils : «Это был верный знак того, что его фотография теперь стала чем-то гораздо более личным. Он пошел еще дальше, сделав фотографии себя утром и вечером, держа камеру на расстоянии вытянутой руки или ставя ее на землю. Эти фотографии, сделанные первым делом утром в офисах Magnum, в домах друзей или незнакомцев, на обочинах дорог или в полях, до сих пор держались в секрете.Они публикуются здесь впервые. Их нельзя назвать автопортретами, равно как и фотографии, на которых его тень или части его тела вторгаются. В них нет и следа нарциссизма. Образ фотографа, пойманный в отражении — по определению, самая нарциссическая форма саморепрезентации — никогда не присутствует в работах Куделки. Отнюдь не; он просто подчеркивал тот факт, что фотографировал то, что он пережил, и испытывал то, что фотографировал ».
Йозеф Куделка: Цыгане • Magnum Photos
Один из основополагающих фоторепортажей ХХ века, фотография Gypsies фотографа Magnum Йозефа Куделки предлагает беспрецедентный взгляд на повседневную жизнь цыганских общин в Европе.Неся с собой только свое снаряжение, рюкзак и спальный мешок, Куделка свободно перемещался между разными деревнями и лагерями в течение шестидесятых и начала семидесятых, спал на улице и проводил дни, погружаясь в запись людей, с которыми он встречался. Как и сообщества, которые он снимал, жизнь Куделки в этот период характеризовалась смещением и отчуждением. Несомненно, его близость к образу жизни этих людей побудила его сфотографировать их и позволила Куделке запечатлеть интимность и сложности их существования в такой беспрецедентной степени.
После того, как Куделка сделал карьерные фотографии советского вторжения в Чехословакию в 1968 году, он опасался за свою безопасность и планировал покинуть родину. Его фотографии, запечатлевшие противостояние российских танков и невооруженных демонстрантов на улицах Праги, были вывезены из страны и опубликованы под псевдонимом в The Sunday Times Magazine . Несмотря на эту предосторожность, в 1970 году Куделка бежал в Англию, чтобы просить политического убежища, и стал, как и многие цыгане на его изображениях, фактически апатридом.Действительно, и Gypsies , и его последующий проект Exiles сосредоточены вокруг темы перемещения, которая была определяющей реальностью его собственного существования.
Сделанная в течение десятилетия, с 1962 по 1971 год, серия откровенных черно-белых изображений запечатлела повседневную жизнь цыганского общества в тогдашних Чехословакии, Румынии, Венгрии, Франции и Испании в период неопределенности для сообщество. Приход коммунистического правительства в послевоенную Чехословакию с ее обещаниями равенства, казалось, вселял надежду после ужасов, которые пережили цыгане по всей Европе от рук нацистов во время Второй мировой войны.Однако к тому времени, когда Куделка начал свой проект, уже началась амбициозная попытка положить конец их кочевому образу жизни и полностью ассимилировать всех цыган в общество. Хотя многие цыгане были не прочь выйти на рынок основной рабочей силы и воспользоваться предложениями жилья, настойчивые попытки подорвать и искоренить их идентичность, хотя в большинстве своем потерпели неудачу, были глубоко унизительными.
Gypsies существует как бесценная документация народа в неспокойное время в его истории.От изображения трио музыкантов в костюмах, поглощенных своими инструментами, до волнующих портретов семей в стесненных условиях жизни — фотоэкспресс является одновременно свидетельством силы цыганской культуры и ярким документом о реалиях жизни этих людей. Полностью погрузившись в проект, Куделка представляет собой беспристрастный и честный портрет сообщества, чей кочевой образ жизни оспаривался на протяжении всей истории.
Для многих цыган в Европе десятилетие, в котором было сфотографировано цыган , теперь вспоминается как золотой век в их прошлом.Коммунистический режим в Чехословакии способствовал как повышению качества их жизни, так и защитил их от расизма, жертвами которого они стали как до, так и во время Второй мировой войны. С распадом этого правительства в 1989 году и возвращением к демократии качество жизни рома резко ухудшилось, и, несмотря на усилия, предпринимаемые в Европе, для многих их положение остается ужасным.
Пражское вторжение 1968 года • Magnum Photos
События, приведшие к вторжению Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году, были для многих обозревателей, оглядывающихся назад, неизбежными.После двух десятилетий деспотического коммунистического правления под эгидой советского режима страна была готова к радикальным изменениям. Когда Александр Дубчек был избран первым секретарем Коммунистической партии Чехословакии, политик воспользовался возможностью для демократических реформ. Был введен период «либерализации», известный как Пражская весна, который позволил расширить гражданские права и свободы, частичную демократизацию и децентрализацию экономики. Также были ослаблены ограничения на свободу прессы, передвижения и свободу слова.Все это к большой досаде СССР, который в перерывах между неудачными переговорами с Дубчеком внимательно наблюдал.
21 августа 1968 года вторглись войска пяти стран, входящих в Варшавский договор. Танки заполнили улицы Праги, когда жители заградили тротуары и здания, защищая Чехословацкий радиоцентр и уничтожая уличные знаки, чтобы сбить с толку захватчиков из Восточного блока. Во время политической нестабильности Йозеф Куделка был вынужден задокументировать его страну во время потрясений.Здесь он вспоминает события того определяющего года и историю своего начала в качестве фотографа Magnum, опубликованную в Magnum Stories (Phaidon, 2014).
Российское вторжение в Чехословакию в августе 1968 года напрямую коснулось моей жизни. Это была моя страна. Я сделал эти фотографии для себя, а не для журнала. Они были опубликованы только случайно. Я не был репортером. Я никогда не фотографировал ничего, что вы бы назвали «новостями». Внезапно, впервые в жизни, я столкнулся с подобной ситуацией.Я ответил на это. Я знал, что фотографировать важно, поэтому фотографировал. Я не особо задумывался о том, что делаю.
Позже некоторые люди сказали мне, что меня могли убить, но я тогда не подумал об этом. Я не думаю, что люди, знавшие меня, думали, что я могу фотографировать такую ситуацию так, как я. Я тоже. С тех пор я ничего подобного не пережил и не фотографировал. Во время вторжения я просто фотографировал, но не проявлял их.На это не было времени. И только потом все обработал. Я оставил несколько фотографий с моей подругой Анной Фаровой. Она показывала их разным людям, включая Вацлава Гавела.
Он предложил отвезти их в Америку, куда его пригласил Артур Миллер. но потом его не пустили. Несколько фотографий были вывезены из страны Юджином Остроффом, куратором отдела фотографии Смитсоновского института в Вашингтоне, который посещал Прагу.В Нью-Йорке он показал их своему другу, фотографу Эллиоту Эрвитту, который в то время был президентом фотоагентства Magnum, а также другом Фаровой. Эрвитт хотел знать, есть ли другие фотографии, кроме тех, которые он прислал, и готов ли я отправить негативы Магнуму.
Я не очень хотел этого делать, но Фарова заверила меня, что мне не о чем беспокоиться — это серьезная организация. В конце концов, негативы благополучно покинули страну и прибыли в Нью-Йорк.Магнум руководил печатью фотографий и их распространением по всему миру. Они должны были быть опубликованы без моего имени и были подготовлены для публикации в ведущих журналах многих стран по случаю первой годовщины российского вторжения в августе 1969 года. В то же время фотографии были также собраны Эрвиттом в качестве новостного ролика для телевидения.
Думаю, серия моих фотографий вторжения России важна как исторический документ, она показывает, что на самом деле произошло в Чехословакии в 1968 году.Но, возможно, некоторые из фотографий — самые лучшие — это нечто большее. Это те, где неважно, кто чех, а кто русский, те, где важно то, что у одного человека есть пистолет, а у другого — нет. А тот, кто этого не сделал, на самом деле сильнее.
В августе 1969 года я был в Лондоне с пражским Театром Behind the Gate , который давал там гастроли. Было воскресное утро. Фотографии были опубликованы в журнале Sunday Times , приложении к большой британской газете.Участники труппы показали журнал друг другу. Это было странное чувство — видеть мои фотографии опубликованными и не иметь возможности сказать кому-либо, что они мои.
Позже, во время моего пребывания в Лондоне, мне удалось связаться с Эрвиттом в Нью-Йорке. Мы решили, что Магнум должен прислать мне письмо с предложением предоставить мне грант на три месяца на фотографирование цыган в Западной Европе. После того, как я вернулся в Прагу и пришло письмо, мне удалось составить все необходимые рекомендательные письма.Затем друг из министерства культуры Чехословакии помог мне получить паспорт с разрешением на пребывание за границей на 80 дней. Я уехал из Чехословакии в мае 1970 года. Я хотел увидеть все места, где собираются цыгане.
Я начал на юге Франции во время паломничества цыган в Les Saintes Maries de la Mer. Оттуда я поехал на скачки в Эпсоме недалеко от Лондона, затем на конную ярмарку Эпплби на границе с Шотландией, а затем в Ирландию. Проезжая через Париж, я посетил офис Magnum.Там мне сказали, что, хотя мои фотографии были опубликованы без моего имени, чешской полиции не составит труда выяснить, кто был фотограф. Мне посоветовали не возвращаться в Прагу. Я решил остаться в Англии. Чтобы избежать репрессий против моей семьи, Магнум продолжал распространять мои фотографии вторжения 1968 года без упоминания моего имени. Только после смерти отца я признал, что они мои. Это было по случаю моей первой большой выставки в лондонской галерее Хейворд в 1984 году, которую курировал Роберт Делпайр и организовал Совет по искусству Великобритании.
В Чехословакии фотографии были впервые опубликованы через 22 года после того, как они были сделаны, в специальном приложении к еженедельнику Respekt , в августе 1990 года. Я смог вернуться в Чехословакию после Бархатной революции 1989 года, где я сделал снимки в «Черном треугольнике». Я был очарован этим пейзажем и просто просил сфотографировать его на панорамную камеру.
(отрывок из Magnum Stories, Phaidon)
Йозеф Куделка | Pace Gallery
Даты
Родился в 1938 году, Моравия, Чехословакия
Живет и работает в Париже, Франции и Праге, Чехия
Образование
1961, Технический университет, Прага, Чешская Республика, диплом инженера
2020
Josef Koudelka: Ruines , Bibliothèque Nationale de France, Париж, 15 сентября — 16 декабря 2020 г.(Каталог)
KOUDELKA — Exiles and Panoramen 1968–2012 , Музей Эрнста Лейтца, Вецлар, Германия, 6 марта — 23 августа (продлен до 20 сентября), 2020 г.
2018
Josef Koudelka: Industrial пейзажи , Kunsthal Helmond, Нидерланды, 16 октября 2018 г. — 27 января 2019 г.
KOUDELKA: INVASION 1968 и архивные кадры Яна Немца , Národní galerie Praha, Прага, Чешская Республика, 22 августа 2018 г. — 6 января ( продлен до 13 января 2019 г.
Josef Koudelka: INVASION PRAGUE 1968 , Le Botanique, Брюссель, Бельгия, 14 июня — 12 августа 2018 г.
Koudelka: De-creazione , Národní galerie Praha, Прага, Чешская Республика, 22 марта — 23 сентября , 2018. (Каталог)
Koudelka: Returning , Uměleckoprůmyslové muzeum v Praze, Prague, Czech Republic, 22 марта — 30 сентября 2018 г.
2017
Josef Koudelka: Invasion / Exiles / Wall , C / O Берлин, 13 июля — 10 сентября 2017 г.
Josef Koudelka: La fabrique d’Exils , Centre Pompidou, Paris, 22 февраля — 22 мая 2017 г.
2016
Josef Koudelka: Gypsies , Музей фотографии Сеула, Южная Корея, декабрь 17, 2016 — 15 апреля 2017.
Josef Koudelka: TEATRO DEL TEMPO, FOTOGRAFIA — Festival Internazionale di Roma , Museo d’Arte Contemporanea Roma, 21 октября 2016 — 8 января 2017.
Josef Koudelka: Изгнанники | Wall , Nederlands Fotomusuem, Роттердам, 17 сентября 2016 г. — 15 января 2017 г.
2015
Josef Koudelka: 12 Panoramas, 1988 – 2012 , Pace / MacGill Gallery, Нью-Йорк, 16 января — 14 февраля 2015 г.
2014
Йозеф Куделка. Национальность сомнительна. , Институт искусств Чикаго, 7 июня — 21 сентября 2014 г. Посетил: Центр Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес, 11 ноября 2014 г. — 22 марта 2015 г .; Fundación MAPFRE, Мадрид, 12 сентября — 29 ноября 2015 г.
Josef Koudelka: Sledi / Vestiges 1991–2012 , Galerija Jakopič, Любляна, Словения, 20 мая — 3 сентября 2014 г.(Каталог)
2013
Josef Koudelka , Национальный музей современного искусства, Токио, 6 ноября 2013 г. — 13 января 2014 г.
Josef Koudelka: Vestiges 1991-2012 , Centre de la Vielle Charité , Марсель, Франция, 12 января — 15 апреля 2013 г.
2012
ZINGARI di Josef Koudelka, Fondazione Forma per la Fotografia, Милан, Италия, 22 июня — 16 сентября 2012 г.
2008
Йозеф Куделка: Вторжение 68 Прага , Pace / MacGill Gallery, Нью-Йорк, 4 сентября — 11 октября 2008 г.
Йозеф Куделка: Вторжение 68 Прага , Aperture Gallery, Нью-Йорк, 4 сентября — 30 октября 2008 г. Посетил: Центр искусств Катцена, Вашингтон, округ Колумбия, 11 ноября — 28 декабря 2008 г .; Museo Memorial del 68, Мехико, 3 апреля — 31 июля 2009 г .; Университет Колгейт, Гамильтон, Нью-Йорк, 14 октября — 20 ноября 2009 г .; Башня свободы, Майами, 1 декабря 2009 г. — 6 февраля 2010 г .; Фонд Осде, Буэнос-Айрес, 5 августа — 30 сентября 2010 г .; Токийский Метрополитен-музей фотографии, 14 мая — 18 июля 2011 г .; Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва, 5 октября — 4 декабря 2011 г .; Международный фестиваль фотографии Pingyao, Китай, 19–25 сентября 2012 г .; Фестиваль фотографии Look 3, Шарлоттсвилль, Вирджиния, 7–29 июня 2012 г .; Museu da Imagem e do Som, Сан-Паулу, 1 мая — 22 июня 2013 г.(Каталог)
Josef Koudelka , Музей Пера, Стамбул, Турция, 16 января — 13 апреля 2008 г. (Каталог)
2006
Josef Koudelka: Synergy Seminar Gallery , Bates College, Museum of Art , Льюистон, Мэн, 1 апреля — 28 мая 2006 г.
2002
Йозеф Куделка: Fotograf , Национальная галерея, Прага, Чешская Республика, 2002.
Йозеф Куделка: Ретроспектива , Museo del Palacio de Bellas Artes, Мехико, 2002 год.
1998
Josef Koudelka: Reconnaissance: Wales , National Museum of Wales, Cardiff, United Kingdom, 1998.
1997
Josef Koudelka , Metropolitan Museum of Photography, Tokyo, 1997.
1993
Josef Koudelka: Vintage Photographs , Pace / MacGill Gallery, Нью-Йорк, 1993.
1990
Josef Koudelka , Museet for Fotokunst, Одензее, Германия, 1990.
Josef Koudelka z Fotografickeho dila 1958-90 , Прага, Чешская Республика, 1990.
1989
Josef Koudelka , Pace / MacGill Gallery, Нью-Йорк, 1989.
1988
Josef Koudelka , Palais de Tokyo, Национальный центр фотографии, Париж, 1988.
Josef Koudelka , Museum Folkwang, Essen, Germany, 1988.
Josef Koudelka , Международный центр фотографии, Нью-Йорк, 1988 .
1985
Josef Koudelka , Национальный музей фотографии, кино и телевидения, Брэдфорд, Йоркшир, Англия, 1985.
1979
Josef Koudelka , Fototeca, Каракас, Венесуэла, 1979.
1978
Josef Koudelka , Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды, 1978.
1977
Josef Koudelka , Kunsthaus Zurich, Швейцария, 1977.
Josef Koudelka: Gypsies , Тель-Авивский музей, Израиль, 1977 г.
Josef Koudelka , Galerie Delpire, Париж, 1977 г.
1976
Josef Koudelka , Институт искусств Чикаго, 1976.
Josef Koudelka , Victoria & Albert Museum, Лондон, 1976 г.
1975
Josef Koudelka , Музей современного искусства, Нью-Йорк, 24 февраля — 11 мая 1975 г.
1968
Йозеф Куделка: Театральная фотография 1965-68 , Theater za Branou, Прага, Чешская Республика, 1968.
Вторжение в Прагу | 100 фотографий
Советы не заботились о «социализме с человеческим лицом», который правительство Александра Дубчека принесло Чехословакии. Опасаясь, что реформы Дубчека в области прав человека приведут к демократическому восстанию, подобному восстанию в Венгрии в 1956 году, силы Варшавского блока решили подавить это движение. Их танки въехали в Чехословакию 20 августа 1968 года. И хотя они быстро захватили Прагу, они неожиданно натолкнулись на массы размахивающих флагами горожан, которые бросали баррикады, забрасывали танки камнями, переворачивали грузовики и даже убирали уличные знаки, чтобы сбить с толку. войска.Йозеф Куделка, молодой инженер моравского происхождения, который делал задумчивые и мрачные фотографии чешской жизни, был в столице, когда прибыли солдаты. Он сфотографировал закручивающуюся суматоху и создал новаторский отчет о вторжении, которое изменило курс его нации. Самая оригинальная работа — это мужская рука на переднем плане, показывающая на его наручных часах момент советского вторжения с безлюдной улицей вдали. Он прекрасно воплощает в себе время, потерю и пустоту — а также удушение общества.
Визуальные воспоминания Куделки о разворачивающемся конфликте — с его свидетельствами тикающего времени, жестокости нападения и вызовов со стороны чешских граждан — изменили определение фотожурналистики. Его фотографии были вывезены контрабандой из Чехословакии и появились в лондонской газете Sunday Times в 1969 году, хотя и под псевдонимом P.P. для Prague Photographer, поскольку Куделка опасался репрессий. Вскоре он сбежал, мотивируя его отъезд из страны свидетельством силы фотографических свидетельств: «Я боялся возвращаться в Чехословакию, потому что знал, что если они захотят узнать, кто был неизвестный фотограф, они смогут это сделать.”
Посмотрите на вторжение России в Чехословакию через объектив Йозефа Куделки
TIME 100 Photos
Откройте для себя больше знаковых изображений, которые изменили мир. Посетите магазин TIME, чтобы приобрести принты, плакаты и многое другое.
Посетите магазин
История и фотография Йозефа Куделки
«Меня воспитывали за стеной, и всю жизнь я хотел выбраться отсюда, и это принцип стены — вы знаете, что нельзя получить вне.» — Йозеф Куделка
Стена и поиск свободы были главными темами в творчестве Йозефа Куделки.Куделка родился в 1938 году в Чехословакии и был инженером по профессии. Он начал фотографировать в 30 лет, сделав свой первый успех в качестве фотографа во время советского вторжения в Прагу в 1968 году, положившего конец реформам Пражской весны.
Незаконно вывезенный из страны агентством Magnum и анонимно опубликованный под инициалами PP (Prague Photographer), работы Куделки во время вторжения были настолько плодотворными, что многие фоторедакторы решили, что это работа коллектива фотографов. вместо одного человека.Из-за этого Куделке нужно было уехать, и Магнум помог ему бежать в Англию в 1970 году, где он подал прошение о политическом убежище. Однако, не имея настоящего дома, в который можно было бы вернуться, Куделка стал фотографом-кочевником, путешествуя по Европе в поисках свободы.
«Когда я впервые начал фотографировать в Чехословакии, я встретил этого пожилого джентльмена, этого старого фотографа, который рассказал мне несколько практических вещей. Одно из его слов было: «Йозеф, фотограф работает над предметом, но предмет работает над фотографом.”
Основная тема, которая выросла в творчестве Куделки, заключалась в силе человеческого духа, который сияет в мрачном и трудном существовании, существовании, отражающем его собственное. Первой крупной работой Куделки после войны был проект, посвященный цыганам в Восточной Европе, где он присоединился к группе, часто спал на улице и заставил цыган думать о нем как о еще более бедном, чем они. Он часто сосредотачивался на социальных и культурных ритуалах наряду со смертью.
В то время как на цыган обычно смотрели свысока, Куделка показал их понимание через свои фотографии, и он сфотографировал их в уважительной и вдумчивой манере. На этих фотографиях видны проблески взаимопонимания, и часто можно почувствовать присутствие Куделки прямо за камерой. Когда Куделка направляет камеру на объект, становится ясно, что он тоже в некотором роде фотографирует себя.
«Все, что я делаю, я делаю, по сути, для себя.Я не делал «Цыган», чтобы спасти цыган, потому что даже я знаю, что не смогу их спасти. Так что все делаю для себя. Если это что-то помогает, мне очень приятно. Я езжу по миру и пытаюсь понять, что меня интересует и что имеет ко мне отношение. По этой причине я никогда не работаю в журнале, я никогда не занимался модой, я никогда не делал никакой рекламы. Для меня проект должен интересовать меня и иметь какое-то отношение ко мне ».
«Нет ничего постоянного — это тоже то, чему я научился у цыган.Брессон говорил мне, что ваша проблема в том, что вы не думаете о будущем, и именно этому я научился у цыган. Не беспокоиться о будущем. И я понял, что для жизни мне не нужно много. Поэтому я никогда не беспокоился о деньгах, потому что в прошлом я знал, нужны ли мне деньги, я их занимал, чтобы не терять время ».
Следующий проект, над которым будет работать Куделка, превратился в знаменитую книгу «Изгнанники», изданную в 1988 году. Фотографии были глубоко личными и в основном были сделаны во время его путешествий по Европе и США после побега из дома.Хотя фотографии мрачные, одинокие, задумчивые и отчужденные, они также демонстрируют стойкость и силу людей.
«Несентиментальные, суровые, задумчивые, глубоко человеческие образы Куделки отражают его собственный дух, самую суть изгнанника, который находится дома там, где его блуждающее тело находит убежище в ночи». — Корнелл Капа
Одно из самых известных его изображений из книги — собака, рыщущая по унылому зимнему пейзажу, — напоминает автопортрет.Вы можете представить, как Куделка прямо за собакой роет мусор с фотоаппаратом.
«Я стал тем, кем я являюсь, благодаря тому, как я родился, но также и тому, что фотография сделала из меня. Другие спрашивают меня: «Ты все еще чех или француз?» Я не знаю, кто я — люди, которые меня видят, могут сказать, кто я. Я продукт всех этих непрерывных путешествий, но я знаю, откуда я ».
Последние 25 лет Куделка работал над ландшафтным проектом: «Меня интересовало, как современный человек влияет на пейзаж.Его пейзажи мрачны и зловещи, показывают разрушительное действие промышленности, и, хотя они лишены людей, все они показывают влияние людей на свое окружение. Они одновременно уродливы и красивы.
«Изменения, происходящие в этой части Европы, огромны и очень быстры. Один мир исчезает. Я пытаюсь сфотографировать то, что осталось. Меня всегда тянуло к тому, что заканчивается, что скоро перестанет существовать ».
Эти пейзажи приводят Куделку к его последнему проекту — фотографированию стен между Израилем и Палестиной.Именно здесь его работа совершила полный круг, фотографируя что-то иностранное, но знакомое ему. Стена является одновременно барьером между израильтянами и палестинцами, а также между человечеством и природой.
«Однажды, когда мы шли вдоль Стены, я увидел граффити, на котором было написано:« Одна стена, две тюрьмы ». Это подводит итог тому, как я себя чувствовал. Вы знаете, я вырос в Чехословакии, за стеной. Я всегда хотел попасть на другую сторону.”
«Я знаю, что такое стена».
Покупка Йозефа Куделки: Изгнанники
Частные фототуры по Нью-Йорку и групповые семинары по уличной фотографии: Присоединяйтесь ко мне на семинаре по уличной фотографии по Нью-Йорку.
Что такое уличная фотография? — Вводное практическое руководство для начинающих: узнайте об основах уличной фотографии в этом легком для усвоения руководстве.
Электронная книга «Основы уличной фотографии»: загрузите хорошо отрецензированную книгу, которая научит вас тонкостям уличной фотографии.
Фотограф Джозеф Куделка | Все о фото
Йозеф Куделка родился в 1938 году в Босковице, Моравия. Он начал фотографировать свою семью и окрестности на бакелитовый фотоаппарат 6 x 6. Он учился в Чешском техническом университете в Праге (CVUT) с 1956 по 1961 год, получив степень инженера в 1961 году. В том же году он организовал свою первую фотовыставку. Позже работал авиационным инженером в Праге и Братиславе.
Он начал получать заказы от театральных журналов и регулярно фотографировал сценические постановки в пражском Театре за воротами на камеру Rolleiflex.В 1967 году Куделка решил бросить инженерную карьеру в пользу постоянной работы фотографом.
Он вернулся из проекта фотографирования цыган в Румынии всего за два дня до советского вторжения, в августе 1968 года. Он был свидетелем и записал военные силы Варшавского договора, когда они вторглись в Прагу и подавили чешские реформы. Негативы Куделки были тайно вывезены из Праги в руки агентства Magnum и анонимно опубликованы в The Sunday Times Magazine под инициалами П.П. (пражский фотограф) из страха расправы с ним и его семьей.
Его изображения событий стали яркими международными символами. В 1969 году «анонимный чешский фотограф» был награжден Золотой медалью Роберта Капы Заграничного пресс-клуба за фотографии, требующие исключительного мужества.
Когда Магнум рекомендовал его британским властям, Куделка подал заявление на трехмесячную рабочую визу и в 1970 году сбежал в Англию, где он просил политического убежища и оставался там более десяти лет.В 1971 году он присоединился к Magnum Photos. В душе кочевник, он продолжал бродить по Европе со своим фотоаппаратом и прочим.
На протяжении 1970-х и 1980-х годов Куделка поддерживал свою работу многочисленными грантами и наградами, а также продолжал выставлять и публиковать такие крупные проекты, как Gypsies (1975) и Exiles (1988). С 1986 года он работал с панорамной камерой и в 1999 году выпустил сборник этих фотографий в своей книге «Хаос». Куделка опубликовал более десятка книг с его работами, в том числе последний ретроспективный том «Куделка» в 2006 году.
Куделка получил такие награды, как Prix Nadar (1978), Grand Prix National de la Photographie (1989), Grand Prix Cartier-Bresson (1991) и Международная премия фонда Hasselblad в области фотографии (1992). Значительные выставки его работ прошли в Музее современного искусства и Международном центре фотографии в Нью-Йорке; Галерея Хейворд, Лондон; Музей современного искусства Стеделийк, Амстердам; и Дворец Токио в Париже.
Он и его работа получили поддержку и признание от его друга, французского фотографа Анри Картье-Брессона.Его также поддержала чешский искусствовед Анна Фарова.
В 1987 году Куделка стал гражданином Франции и впервые смог вернуться в Чехословакию в 1991 году. Затем он снял «Черный треугольник», запечатлев бесплодный ландшафт его страны.
Куделка живет во Франции и Праге и продолжает свою работу по документированию европейского пейзажа. У него две дочери и сын.
Источник: Википедия
.