Фотография как вид искусства кратко: Фотография как вид искусства. — Photographer

Содержание

Фотография как вид искусства. — Photographer

    Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том, что искусством может быть лишь рукотворное произведение.

    Изображение же действительности, полученное с помощью технических физико-химических методов, не могло даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые фотографы, тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую композиционную изобретательность для отображения реальности (порой изменяя её до неузнаваемости), в систему общественных ценностей и приоритетов в роли одной из муз фотография долго не вписывалась.

    В первые годы после своего возникновения фотография была отнесена общественным мнением и специалистами из разных областей культуры к числу забавных безделушек. Фотография этого периода не обладала ещё ни документальностью, ни информативностью, ни свободой световых решений и находок, т. е. ни одной из тех особенностей, которые сегодня теория рассматривает как определяющие для фотографии. Развитие фотографии во многом определяли общественные потребности. Возникновение газетной индустрии направило фотографию в русло репортажности. В то время, когда на основе фотографии появились первые «движущиеся картинки» (кино), сам фотоснимок представлял собой скромное документальное свидетельство, уступая в выразительности и изысканности живописи и графике. Вокруг фотографии постоянно возникали теоретические споры: можно ли сравнивать фотографию с живописью в плане художественной ценности? Не является ли фотография вырождающейся живописью, для которой техника заменяет мастерство художника? Но это не более чем противопоставление двух явлений художественной жизни, двух видов искусства, явно тяготеющих друг к другу и взаимодействующих между собой. Фотография освободила живопись от утилитарной функции — изобразительной фиксации факта, что ещё в эпоху Возрождения было одной из важнейших задач живописи. Можно сказать, что этим фотография помогла развитию живописи, способствовала полному выявлению её неповторимой специфики. Но и фотография многое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительного искусства. Само видение мира «в кадре» есть наследие живописи. Рамка картины есть первая раскадровка действительности в истории культуры. Ракурс и построение перспективы, умение зрителя «прочесть» фотографию как плоскостное изображение объёмного пространства — всё это составляет великое культурное наследие, доставшееся фотографии от живописи. Влияние живописи на фотографию огромно. При этом задача фотографии двузначна: с одной стороны, как можно более полно отделиться от живописи и определить свои собственные границы, с другой — наиболее полно освоить на собственной основе художественный опыт живописи. Фотография не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусстве способен выразить своё личное отношение к запечатляемому на снимке явлению через ракурс съёмки, распределение света, умение правильно выбрать момент съёмки и т. д. Фотохудожник не менее активен по отношению к эстетически осваиваемому объекту, чем художник в любом другом виде искусства.

Фотообраз, как правило,- изоочерк. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки и изменений перенесены из сферы деятельности в сферу художественную. Голый факт можно отнести к сфере информативной, но его художественная интерпретация уже будет явлением другого порядка. И именно эстетическое отношение фотографа к снимаемому факту определяет конечный результат и эффект снимка.

    Рассматривая фотографию с художественной стороны, необходимо остановиться на её документалистской природе. Фотография включает в себя и художественный портрет современника, и сиюминутные пресс-фото (документ), и фоторепортажи. Разумеется, нельзя от каждого служебного информационного снимка требовать высокого искусства, но и нельзя в каждом высокохудожественном произведении видеть только видеоинформацию и фотодокумент. Документализм, подлинность, реальность — это главное в фотографии. В этом коренном её свойстве кроется причина глобального влияния фотографии на современную культуру.

    Фотоискусство предполагает наличие фотографа-художника.

Что такое художественная фотография? — Уроки и секреты фотографии

Художественная фотография, что же это такое? Фотолюбители часто задают мне этот вопрос. Обычно прежде, чем ответить на него я делал глубокий вдох и выжидал небольшую паузу, чтобы собраться с мыслями. А затем начинал объяснять всё максимально подробно. Но со временем я пришёл к выводу, что лучший ответ – самый простой и короткий. И многим достаточно просто объяснить очевидные особенности художественной фотографии, чтобы дать представление об этой области искусства.

Главной отличительным признаком художественной фотографии от других областей фотоискусства заключается в том, что художественная фотография – это не просто фиксирование объекта и сцены на фотоплёнку или цифровой носитель. Использование фотокамеры для фиксации тех или иных объектов в тот или иной момент времени – это скорее фотожурналистика, а не художественная фотосъёмка.

Художественная фотография, прежде всего, это выражение того, как фотохудожник видит окружающий мир. В художественной фотографии важно не то что видит и фиксирует фотокамера, а то, что видит и хочет показать фотохудожник. Для фотографа, занимающегося художественной фотографией, камера – это инструмент для создания произведения искусства. В этом случае фотоаппарат выступает средством раскрытия художественного замысла фотографа, а не инструментом документирования того, что попало в прицел объектива

К примеру, известные пустынные пейзажи на полотнах Джорджии О’Киф – ничто иное, как выражение её видения окрестностей Нью-Мексико. То есть если мы разместим с десяток фотографов с камерами рядом с мольбертом  О’Киф, получим ли мы одиннадцать художественных пейзажей одной и той же местности? Вряд ли. Скорее всего, в результате мы будем иметь одно художественное полотно и десяток фотоснимков, которые бы, несомненно, запечатлели снимаемую сцену, но не передавали бы художественный замысел их творца.

Восход солнца зимой в Сьерра-Неваде или Вид на Сьерра-Неваду из Лон-Пайна. Калифорния, Ансель Адамс,1944

Другими словами, художественная фотография должна содержать элементы управления вниманием зрителя, акценты, которые художники вкладывают в свои произведения для того, чтобы раскрыть замысел, который они хотели бы передать своим произведением.

Пожалуй, никто лучше Анселя Адамса не выразил эту мысль:

«Искусство подразумевает контроль над реальностью, ибо сама реальность не обладает чувством эстетики. Фотография становится искусством, когда в ней применяются определенные элементы контроля».

Таким образом, художественная фотография должна выходить за рамки буквального представления снимаемой сцены или предмета. Она должна выражать чувства и восприятие фотографа так чётко, чтобы с первого взгляда было видно, что этот снимок был создан художником, а не просто фотокамерой. Каждый элемент в кадре, каждый приём при обработке фотографии и даже способ и формат печати – всё должно выражать индивидуальность мировосприятия фотохудожника.

Ансель Адамс . Парк Гранд-Титон и Снейк-Ривер (1942). Парк Гранд-Титон национальный парк, штат Вайоминг.

А что вы думаете о художественной фотографии? Поделитесь своими мыслями в комментариях ниже.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!


Поделиться новостью в соцсетях

 

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормы и методы работыПедагогич. средства
1. ОрганизационныйПриветствие, эмоциональный
настрой- Искусство – это огромная область
человеческой
Готовность к уроку  
2. Актуализация знанийжизни, относящаяся к ее духовной
сфере.

На предыдущих уроках вы узнали, что все
многообразие видов искусства разделяют на 3
группы. Какие?

— С какими видами искусства мы уже
познакомились и подробно рассмотрели их
особенности?

— К какой из трех групп относится
изобразительное искусство?

— Да, их еще называют пластическими, изящными
искусствами. Способ их восприятия — визуальный.

— Сегодня мы обратимся к виду искусства, который
также входит в группу пространственных видов
искусства. Попытайтесь определить его название.

Пространственные, временные,
пространственно-временные.

С видами
изобразительного искусства.

К группе пространственных видов искусства.

Фронтальный опрос 
3. Мотивация на учебную
деятельность
— Появление этого вида искусства
связано с величайшим в истории науки техническим
изобретением, которое произошло более 170 лет
назад.

— Название его переводится с греческого
как “писать светом”.

— Именно к этому виду искусства можно
отнести слова “Остановись, мгновенье, ты
прекрасно”
(Гете “Фауст”)

ФотографияПодводящие вопросы 
4. Формулирование темы, цели,
вопросов урока
— Да, сегодня мы будем говорить о
фотографии, ее особенностях и специфике в ряду
других видов искусства. Но оъектом нашего
рассмотрения будут не все существующие
направления фотографии.

Определите это
направление сами. (Демонстрируется подборка
слайдов № 1).

— Какая тема нашего сегодняшнего урока?


“Художественная фотография как вид
искусства”

— Как вы думаете, какая цель будет у нашего
урока?


Выявить особенности и выразительные средства
художественной фотографии как вида искусства

— Какие вопросы мы будем рассматривать? (Коррекция
предложенных вопросов,)


1. История возникновения и развития
фотоискусства

2. Направления, жанры и выразительные средства
художественной фотографии

3. В чем заключается мастерство фотохудожника

Формулирование темы, запись ее в
тетрадь.

Предложения по формулировке цели.

Формулирование вопросов.

Проблемно-поисковый метод

 

Слайды

1-11

5. Изучение нового материала

5.1.
История возникновения

— Для знакомства с историей
возникновения и развития фотографии я предлагаю
обратиться к книге Юрия Борева “Эстетика” (демонстрируется
книга)
и прочитать отрывок, посвященный
фотографии.

— Вы сформулировали вопросы, задайте
их другим группам.

Выполнение практического
задания № 1.

 

Обмен вопросами, уточнение и закрепление
изученного материала.

Практическая
индивидуально-групповая работа (7 минут)
Слайд 12

Текст “Фотография”
(прил.1)


Слайд 13

5.2. Специфика фотографии как вида
искусства
Прочитав текст, вы обратили
внимание на проблему взаимоотношения
фотографии и искусства, прежде всего
изобразительного,
отразили ее в своих
вопросах.

Действительно, во время зарождения
фотографии в эстетике господствовало мнение
о том, что искусством может быть лишь рукотворное
произведение
. Изображение же
действительности, полученное с помощью
технических физико-химических методов, не могло
даже претендовать на подобный статус. И хотя уже
первые фотографы, тяготевшие к художественности
изображения, проявляли немалую композиционную
изобретательность для отображения реальности
(порой изменяя её до неузнаваемости), в систему
общественных ценностей и приоритетов в роли
одной из муз фотография долго не вписывалась.

Фотография в своем развитии прошла несколько
этапов:

в начале своего существования была своего рода забавным
аттракционом,
затем техническим
средством передачи информации
(достаточно
вспомнить, что художники 19 века использовали
фотографию как вспомогательный материал для
написания живописных работ), лишь в процессе
создания нового художественного языка произошёл
переход к коммуникативно-художественным
функциям.

В настоящее время существует два
направления фотографии – документальная и
художественная.


Документальная фотография направлена на
фиксирование объективной реальности, ее
ценность — в запечатлении сиюминутности
жизни, буквальности изображения
. В каждой
семье сейчас существует фотолетопись семьи,
технические средства фотографии свели до
минимума затраты человеческих усилий для
получения достоверного изображения: каждый
желающий может фиксировать избранный им объект
– жанры фоторепортаж, фотопублицистика.

— А с какой целью создается художественная фотография
и что характерно для нее?

Я предлагаю посмотреть фотографии
выдающихся мастеров прошлого, классиков этого
вида искусства (Александр Родченко, Роберт Капа,
Ансел Адамс) и определить, что отличает их
работы.
(Демонстрируется подборка слайдов №
2)

— Создаются для отражения собственного
видения авторов, их отличает наличие художественного
образа.

— Давайте вспомним, что называется
художественным образом?

Художественный образ — “обобщенное
художественное отражение действительности,
облеченное в форму конкретного индивидуального
явления”.

С.И. Ожегов Толковый словарь русского
языка

Анализ получаемой информации и
соотнесение ее с собственными представлениями о
фотографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование своего мнения, предположений.

Глубоко индивидуальное видение мира,
связанное с внутренним миром автора и личностным
отношением к отображаемому объекту.

Рассказ учителя

 

 

Проблемно-поисковый метод

Слайд 14-17

Слайд 18-29

5.3. Художественный образ и
выразительные средства фотографии
— Художественный образ в
фотоискусстве имеет свою очень важную
особенность. О ней замечательно сказал в своем
стихотворении Ярослав Смеляков.


Живя свой век грешно и свято, недавно
жители земли,

Придумав фотоаппараты, залог бессмертья обрели.

Что зеркало! Одно мгновенье, одна минута истекла,

И веет холодом забвенья от опустевшего стекла.

А фотография сырая, продукт умелого труда,

Наш облик точно повторяет и закрепляет навсегда.

О какой специфической особенности говорит
поэт?


— Специфика художественного образа в
фотоискусстве состоит в том, что это
изобразительный образ документального
значения.
Фотография даёт образ, сочетающий в
себе художественную выразительность с
достоверностью и в застывшем изображении
воплощающий существенный момент
действительности. Жизненные факты в фотографии
почти без дополнительной обработки и изменений
перенесены из сферы деятельности в сферу
художественную.

Однако фотография способна взять жизненный
материал и как бы переломить действительность,
заставив нас по-новому видеть и воспринимать её.

И именно эстетическое отношение фотографа к
снимаемому факту определяет конечный результат
и эффект снимка.

— Какими средствами пользуется фотохудожник
для преображения действительности?

— Фотография многое вобрала в себя из
многовекового опыта развития изобразительного
искусства. Само видение мира «в кадре» есть
наследие живописи. Рамка картины есть первая
раскадровка действительности в истории
культуры. Ракурс и построение перспективы, распределение
света, светотени, умение правильно выбрать
момент съёмки,
умение зрителя «прочесть»
фотографию как плоскостное изображение
объёмного пространства — всё это составляет
великое культурное наследие, доставшееся
фотографии от живописи. Влияние живописи на
фотографию огромно.

При этом задача фотографии двузначна,
двупланова: с одной стороны, как можно более
полно отделиться от живописи и определить свои
собственные границы и возможности, свою
специфику, с другой — наиболее полно освоить на
собственной основе художественный опыт
живописи.

— Давайте попытаемся увидеть различные выразительные
средства в представленных фотографиях.
(Просмотр
подборки слайдов № 3)

Документальность, реальность,
правдивость отображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Теми же, что и живопись (перечисление средств
художественной выразительности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Выявление и анализ средств
художественной выразительности.

Эвристическая беседаСлайд 30-31

Слайды 32-42

5.4. Качества фотохудожника— Чтобы “увидеть необычное в
обычном”, открыть красоту в реальных, всем
известных событиях необходима ключевая фигура
фотоискусства. Именно его глазами мы видим
окружающий мир и вступаем в диалог с ним. О ком
идет речь?

— Фотоискусство предполагает наличие фотографа-художника.
Какими личностными и профессиональными
качествами он должен обладать? На примерах
отдельных представителей фотохудожников – их
работы представлены в фотоальбомах — обсудите
эти качества в группах и составьте собирательный
портрет “Фотохудожник – каков он?” (Приложение 2).


Обсуждение вариантов портрета
фотохудожника, представленных по результата
работы групп.

— Кто хотел бы в будущем выбрать профессию
фотохудожника?

— Чем привлекательна эта профессия?

— Кто пробовал создавать художественную
фотографию?

Фотохудожник.

Выполнение
практического задания № 2.

Размышление на предложенные вопросы.

Групповая работаСлайд 43-44
6. Рефлексия, домашнее задание— Давайте подведем итог урока.

-
Какую цель мы ставили вначале урока?

— Была ли достигнута эта цель?

— Я предлагаю вам подумать и ответить
индивидуально на вопросы листа рефлексии (прил.
3).

— В качестве домашнего задания предлагаются два
варианта на выбор:


Вариант 1.

  • Найти примеры художественной фотографии.
  • Проанализировать письменно по плану (прил. 4).


  • (План анализа фотографии раздается
    каждому учащемуся)

    Вариант 2.

    Эссе письменно: “Живопись умерла с этого
    времени?”. Деларош

    Ответы на предложенные вопросы
    отдельных учащихся.

    Заполнение листов
    рефлексии.

    Запись домашнего задания.

     Слайд 45-46