Будущее в фотографии: будущее фотографов в мире, где техника дошла до совершенства

Содержание

будущее фотографов в мире, где техника дошла до совершенства

Техника и «софт» уже сейчас идетально передают реальность.
Нишей фотографов может стать изменение этой реальности

Совершенство современной фототехники, цифровая революция, миниатюризация — все это сделало фотографию всеобщим хобби. Число пользователей одного только Instagram достигает 300 млн — и каждый из них сам себе фотограф. Профессиональные камеры тоже стали куда проще в использовании, и есть теперь немало людей, которые пользуются ими, толком не зная, что такое экспозиция или фокусное расстояние. Дальше — больше. Не приходится сомневаться в том, что все более качественные снимки будут доступны все большему количеству людей. Фотографы перестали быть загадочными колдунами, которые обладают тайным знанием — как устанавливать баланс белого или проявлять пленку. Перед ними сейчас выбор: либо исчезнуть, смешавшись сотнями миллионов «инстаграмщиков», либо вывести фотографию на новый уровень — не столько технический, сколько идеологический.

Конец фотореализма

Долго фотография следовала по пути все большей реалистичности, все более точной передачи картинки, которую видит наш глаз. Технический прогресс сделал это доступным, причем, теперь уже всем. Это как развитие живописи — когда-то ценилась искусная передача того, что видит глаз. Но очень скоро картины, на которых домик и поле, и коровы как живые, приелись, так как реалистичность стала делом техники. А живопись нашла себя во множестве других проявлений — не имеющих ничего общего с реализмом. Похоже, у фотографии тот же путь — и она уже идет в этом направлении.

Все более популярно старение фотографий, нарочитый брак или продуманная небрежность, изменение цветов или фотографии заведомо неприятные, отталкивающие и бьющие по нервам. И, конечно, фотографии постановочные, причем подчеркнуто и кричаще постановочные — нескромные как все современное искусство. Даже в таких непоколебимых, казалось бы, оплотах реалистичности как всемирный конкурс World Press Photo в тех номинациях, где не рассматривается собственно репортажная фотография, побеждают фото, далекие от реализма. Ладно еще речь о портрете — там фотографы давно ищут какой-то свой художественный язык. Но даже в категории Daily Life уже побеждают фотографии, больше похожие на инсталляции. Чем дальше, тем больше фотохудожники будут уходить в абстракцию — вслед за живописцами.

Возвращение к истокам

Глядя на засилье качественных до неприличия фотоснимков, фотографы с ностальгией смотрят в те времена, когда фото было волшебством, а съемка — сложным процессом, в котором никогда нельзя было угадать результат до того, как проявишь пленку или фотопластину. В старых работах есть свое очарование. Причиной его часто является банальное несовершенство техники, но сейчас, глядя на эти работы, понимаешь, что у них свое лицо.

Когда-то фотоаппараты представляли собой большие ящики с кожаной «гармошкой» на одном торце, посреди которой располагалась линза. Эта конструкция кажется теперь громоздкой и нелепой. Но благодаря такой карданной системе можно было смещать объектив относительно оси, по которой в аппарат проникает свет, гибко меняя перспективу. И это давало самые неожиданные результаты. Получались фото, на которых фокусировка происходит не в рамках центрального круга, а по какой-то косой траектории. Люди и предметы при съемке издали кажутся игрушечными — будто части настольной игры. В какой-то момент фотографы поняли, что такое искажение реальности дает больше выразительных инструментов. В результате уже в новое время стали появляться так называемые шифт-объективы, которые отчасти повторяют этот эффект. И чем дальше, тем более популярными они становятся.

Старые методы проявки, вроде бы, умерли. Но в последнее время все больше энтузиастов пытаются их возродить — порой с вовлечением в старый-добрый процесс чего-то нового. К примеру, есть экспериментаторы, которые вместо фотоувеличителя (то есть лампы, которая пропускает свет через пленку, проецируя изображение с нее на фотобумагу) используют смартфон. Экран смартфона полностью заменяет фотоувеличитель благодаря тому, что он светится и несет на себе изображение. Фотобумага воспринимает изображение с экрана — так проявляются фотографии. Широкие возможности самого смартфона позволяют вытворять с изображениями самые разные вещи. И, похоже, чем дальше, тем больше фотографов будут в смеси нынешних технологий и опыта старой несовершенной фотографии искать новый стиль и новый художественный язык.

Живые фотографии

А что же техника? Неужели вся трансформация будет в части художественных приемов и смещения в абстракцию? Действительно, фотография — достаточно консервативное искусство. Фундаментальные ее принципы не меняются уже полтораста лет, а принципиальных технических прорывов не было четверть века — со времен появления цифровой фотографии. Но сейчас уже выходит из зачаточной стадии технология, которая может полностью изменить то, что мы называем фотографией. Практически любой человек, если спросить его, какой может быть фотография будущего, скажет — движущейся. Как в газете Daily Prophet из книг о Гарри Поттере. Но реальность уже обгоняет вымысел. Фото будущего будут живыми, и даже более живыми, чем в книгах Джоан Роулинг.

Lytro — компания, которая выпустила первые серийные образцы так называемых пленоптических камер или камер светового поля. Световое поле — функция, которая описывает количество света, распространяющегося в любом направлении через любую точку пространства. Впервые она была описана Майклом Фрадеем еще в середине XIX века. Но до фотоаппаратов добралась только сейчас. Система линз, распределенная по всей поверхности светочувствительной матрицы, позволяет фиксировать всю информацию о свете в кадре — таким образом, камера запоминает исчерпывающие данные об изображении, а не одно статичное состояние, как все фотокамеры до появления Lytro.

Фотография пленоптической камеры знает все о запечатленной картине. И вы можете заставить ее показать любое состояние картины — так, как будто сами наблюдаете за ней. Можно менять фокус, глубину резкости, даже немного двигать предметы в кадре. Но лучше один раз увидеть, чем много раз услышать. Впервые столкнувшись с возможностями пленоптических камер, смотришь на них как на чудо — картинки не только могут двигаться, как в Daily Prophet, но и двигаться по вашему желанию, меняться, позволяют рассмотреть самые разные детали, изменить сам смысл и облик данной фотографии. С ней творцом становится не только сделавший снимок, но и каждый, кто его рассматривает, потому что любой снимок может быть очень разным.

И если профессиональные фотографы будут стараться обособиться от остальных, то технологии будут по-прежнему объединять всех в любви к фото и делать фотографами всех вокруг — не только тех, кто «щелкает» на смартфон, но и тех, кто просто разглядывает фотографии.

Искусственный интеллект и будущее фотографии

Вы можете этого не знать, но искусственный интеллект (ИИ) уже стал неотъемлемой частью жизни каждого. Он помогает делать все быстрее, лучше и не тратить время на рутинные задачи. Чтобы у нас было больше времени на творчество, наши смартфоны оснащены ИИ-камерами, качество изображений выше, чем когда-либо, а программное обеспечение автоматизировано.

Вопрос, который остается открытым для многих фотографов: повлияет ли ИИ на их работу? Мы можем однозначно ответить, что да. О последствиях тесного взаимодействия технологий и фотографии мы расскажем в этой статье.

 

1.

ИИ меняет главную идею фотографии

Идея фотографии была ясна еще с первых попыток сделать снимки в 19 веке: делиться с другими тем, что видишь. Как искусство светописи, позволяющее создавать долговечные изображения, фотография требовала определенных технических навыков. По крайней мере, так было до сих пор.

Развитие современных технологий ставит изначальную идею фотографии под сомнение. Это стало очевидным, когда Microsoft выпустила Drawing Bot, который генерирует изображения с помощью текста. При этом не нужно указывать много деталей. Словосочетаний “желтое тело, черные крылья и короткий клюв” достаточно, чтобы получить очертания птицы. В Microsoft говорят, что изображение, вероятно, будет содержать детали, которых не было в описании. Это показывает, что Drawing Bot обладает не только искусственным интеллектом, но и искусственным воображением.

источник: Microsoft Blog

Можно предположить, что эта технология будет очень кстати в работе дизайнеров, ведь благодаря короткому описанию они получат полную визуализацию дизайна интерьера. Изображения, которые создает Drawing Bot, выглядят настолько реалистично, что их можно легко спутать со снимками. То есть по сути эта технология меняет основы фотографии, ее понимание и определение. Теперь вам не нужен свет для создания изображений. Достаточно текста. Кто мог это предвидеть?

Еще одна передовая технология – Google Clips. Она позволяет посмотреть на фотографию по-новому. Если Drawing Bot не требует света для создания изображений, Google Clips в некотором смысле нивелирует роль фотографа.

Эта технология больше подойдет для начинающих фотографов, а также владельцев смартфонов. Она дает вам возможность присутствовать на всех фотографиях и без задержек фиксирует самые интересные моменты жизни. К тому же делает это сама, без вашего ведома.

Google Clips – маленькая камера, которая подключается к iPhone, Google Pixel или Samsung Galaxy S7 и S8 по Bluetooth и WiFi. Используя алгоритм распознавания людей от Google, она сканирует знакомые лица, а также все, что происходит вокруг, и автоматически фиксирует интересные сцены. Так что нет необходимости управлять камерой или выставлять таймер на смартфоне.

У Google Clips нет дисплея или интерфейса. Серии снимков, которые делает камера, вы можете найти на своем смартфоне. Таким образом, она ставит под сомнение необходимость того, чтобы человек управлял камерой и принимал решения относительно композиции.

Если 10 лет назад технические навыки и художественное видение были обязательными для профессионалов и любителей, сегодня даже младенец со смартфоном может сделать неплохой снимок. Достаточно взглянуть на последние достижения Apple.

ИИ-камера в iPhone 11 Pro позволяет снимать в сложных условиях и не тратить много усилий на поиски идеального ракурса. Как только вы нажмете кнопку, три камеры сделают восемь фотографий. Более того, гаджет сравнит эти снимки и соединит их, чтобы создать лучший вариант фото. В следующий раз, когда вы будете в восторге от результата, помните: это может быть вовсе не ваша заслуга.

 

2.

ИИ меняет то, как мы храним и используем фотографии

ИИ призван делать наши жизни менее сложными. И действительно, хранить терабайты фотографий и быстро находить среди них нужные еще никогда не было так просто. Если вы поклонник Apple, то наверняка используете iCloud, алгоритм которого распознает лица и локации на фотографиях. Или, возможно, вы храните снимки на Google Photos, его ИИ-характеристики кардинально меняют срок жизни и функцию фотографии.

Хороший пример – Google Cloud Vision API, позволяющий надежно хранить изображения, просматривать и обрабатывать миллионы фотографий, а также определять метаданные: лица, ориентиры, почерк, текст и другие важные детали, которые системы управления обычно упускают.

Эта технология особенно полезна для фоторедакторов. Когда Google начал оцифровывать фотоархив The New York Times, содержащий от 5 до 7 миллионов файлов, он также создал инфраструктуру, которая обеспечивает немедленный доступ к архиву на рабочем столе. Эта технология позволяет не только отслеживать то, что происходит сейчас, но и видеть общую картину и погружаться в контекст того, что происходило раньше.

Сегодня сторителлинг – не просто концепция создания серии повествовательных изображений. Он помогает выяснять факты, события и восстанавливать по фрагменту историю, которая имеет значение для десятков миллионов людей. Фотографии, которые могли быть захоронены в архиве, теперь могут исполнять первоначальную функцию: передавать то, что видели другие.

 

3.

ИИ влияет на процесс редактирования и постпродакшн

Еще одна сфера, на которую повлиял ИИ, – редактирование и постпродакшн. CEO в Skylum Software Алекс Цепко предполагает, что через пять или десять лет ИИ будет движущей силой фотографии. Фотографы смогут легко справляться с техническими задачами. Качество снимков, даже сделанных с помощью смартфона, будет намного выше.

Последнее уже стало возможным, когда Apple представил HEIF (High Efficiency Image File Format) для девайсов, обновленных до iOS 11 или более поздних версий. HEIF дает лучшее качество изображения, чем JPEG, а весят эти файлы в два раза меньше. Это позволяет хранить намного больше изображений на гаджетах и в iCloud Photos, не жертвуя качеством. К тому же на этапе обработки вы сможете внести больше изменений, чем с JPEG.

В то же время нет никакой необходимости тратить много усилий на редактирование и постпродакшн. С ИИ-технологией в Luminar 4 вы можете делать множество сложных правок, просто перемещая ползунок: улучшать тон лица, менять композицию, восстанавливать цвет и даже обрабатывать RAW-файлы.

Итак, Фотография и будущее. 
Что изменилось? Из способа фотофиксации, документалистики, когда фотография отражала текущие жизненные процессы, она становится новым социальным языком. Подтверждением тому стал сервис Instagram, где люди рассказывают о себе и своем взгляде на окружающий мир посредством своих фотографий. В Instagram нет (пока) рекламы, текстовых постов – только изображения. Вот, пожалуй, направление, куда сегодня движется фотография. 
Человечество XXI века переезжает в виртуальное пространство. Сегодня, если тебя нет в интернете, тебя нет и в реальной жизни, ведь тогда о тебе никто не узнает. А фотография – это прекрасный способ оставить свой цифровой отпечаток в окружающем мире. К чему нас это ведет? Во-первых, к изменению фотокамер, до сих пор они использовались для съемки того, что фотограф видит в видоискателе, теперь все активнее будут появляться устройства, заточенные под пресловутые селфи. К слову, сейчас уже появляются камерофоны, у которых фронтальная камера не уступает задней – именно для селфи. То есть возможности съемки самого себя будут модернизироваться и, как следствие, будут улучшаться возможности представления себя в интернет-пространстве. 
В связи с этой тенденцией меняется и контент, который ценится. Что у нас снимают начинающие фотографы? Речку, облачко, закат, собачку… В итоге, на сегодня в интернете – миллиарды закатов.  100 лет назад в мире может быть было всего несколько фотографий заката, а цветных не было вообще, за исключения снимков Прокудина-Горского, а сегодня миллиарды. Но ведь нельзя производить то, чего уже есть миллиарды, и быть успешным. На сегодня, контент, который вы выкладываете в интернет, чем уникальней, тем интересней. 
Но как создать этот уникальный контент? 
Некоторые советы, которые, впрочем, не догма. 
Создавайте уникальные ситуации вокруг себя или со своим участием, и у вас будет возможность получить уникальные снимки.  
Если вы ощущаете себя фотохудожником и хотите получить признание  себя в этом качестве, вам нужно снимать не то, что существует вокруг вас, а нужно снимать то, чего не существует. Человечество сегодня ищет новые формы выражения, новые виртуальные пространства, когда вы из реальных элементов освещения, создаете некое уникальное пространство, которого не существует. Сегодня недостаточно снять просто дерево, стоящее на лугу, хотя сто лет назад это было очень даже востребовано, а сегодня человек не семи пядей во лбу с помощью нормальной камеры снимет это дерево вполне себе хорошо. И это сможет каждый. Но ведь это тоже будет один из миллиардов снимков дерева на лугу. И это никому не интересно. Нужно создавать то, что не пока существует, комбинируя из окружающего мира нечто новое, иногда пугающее, иногда смешное, иногда странное.  Тогда это и будет интересным. 
В любом случае, фотография не умерла, модифицируется место фотографии в жизни, социуме и она на сегодня остается наимощнейшим инструментом самофиксации в виртуальном пространстве.  
Не стоит забывать о видео. Короткие видеофрагменты с отображением вашей жизни также станут наравне с фотографией способом запечатления себя в виртуальном мире.
И не забывайте о мобильных устройствах. Они уже откусили значительный кусок фоторынка, а в  ближайшие несколько лет съедят его еще больший, в том числе и у профессиональных камер. Мобильные устройства – это уже очень серьезные фото- и видеовозможности. К тому же с каждым новым поколение они получают всё больше новых возможностей как съёмки, так обработки непосредственно в гаджетах. К тому, же они максимально адаптированы к удобной и быстрой загрузке снятого в интернет-пространство. Пожалуй, единственно, чего пока не может профессионально снимать смартфон, это портрет, поскольку не хватает возможностей оптики и размера матрицы. 
Мы надеемся, что всё сказанное зародило у вас какие-то сомнения и мысли, и предлагаем вместе искать то, что будет интересно и популярно, а также способы, который позволят найти свой собственный незабываемый цифровой след в виртуальном пространстве.

Будущее фотографии

Согласно фильму Назад в будущее, вокруг нас уже должны быть летающие автомобили, самозашнуровывающиеся кроссовки и ховерборды. Мы все знаем, что этого не произошло, но так как жизнь часто следует прогнозам фантастов, давайте все-таки подумаем, как может изменится фотография в будущем.

Дасти Вуддел с сайта Fstoppers попробовал представить, что нас ждет.

Пресеты для отмены пресетов

В будем, весьма вероятно, нас ждет рынок специальных пресетов, которые будут отменять действия большинства популярных фильтров для фотографий и эффектов, которые так любят мастера фотошопа. Вы знаете, как уже приелся вид фотографий под «старинную плёнку», который стал так популярен благодаря молодым пользователям Instagram. А может даже появятся специалисты по восстановлению исходного вида снимков. Может это поспособствует исчезновению глупых фильтров, которые легко можно будет отменить при просмотре кадров.

Наведите мышь, чтобы увидеть как сейчас работают пресеты

Размер

Помните, какие большие телефоны были раньше, особенно когда они начали появляться в первых фильмах. Со временем их размеры стали уменьшаться, как и большинства технических устройств. С появлением беззеркальных камер в последние несколько лет, мы видим как появляются профессиональные камеры, которые меньше, чем типичные зеркалки. Сохранят ли и дальше профессиональные фотоаппараты свои размеры и массу или они будут развиваться так, чтобы подходить для более маленьких рук?

Беззеркальная камера Sony A6500 значительно меньше зеркальных камер

Cмартфонотографы

Среди людей, снимающих самые разные события, становится все больше самопровозглашённых профессиональных фотографов. Современные смартфоны с качественными камерами серьезно смещают понимание мира фотографии. Какая-нибудь Маша Пупкина снимает сейчас любое мероприятие, где она бывает. Даже концерты куда пускают по билетам.

Бум стрит-фото

Я думаю, что количество фотографов снимающих стрит-фото будет становится все больше. В городских кварталах и пригородах так много всего интересно, как с социальной точки зрения, так и в плане архитектуры.

Новые устройства

Кто не любит новые гаджеты? Хотя многие невероятные фотографические продукты появляются каждый год, можно с уверенностью сказать, что многие из них полностью провалятся. Хочется надеяться, что множество профессионалов, котрые сейчас занимаются продуктами для фотографов, сделают парочку аппаратов, а еще лучше — начнут выпускать много хороших функциональных устройств с меньшим акцентом на эстетике, привлекающей хипстеров, как это происходит сейчас.

На что будет похож фотограф в будущем?

Позвольте мне начать с того чтобы сказать, что если вы выглядете как лесоруб, то попробуйте поменять свой топор на бритву. Я думаю, что мы можем увидеть больше чисто-выбритых фотографов в будущем по сравнению с текущей ситуацией. Кажется, что хипстеры-лесорубы потихоньку начинаются исчезать.

Фотограф и редактор Fstoppers Алекс Кук, снимок Майкла Кавотты

Нино Батиста, фотограф будущего